Как выбрать грузовик с пробегом: инструкция от экспертов Автотеки
Основная особенность покупки грузовиков с пробегом – рациональный подход покупателя, так как он приобретает транспортное средство с коммерческими целями. Эксперты Автотеки рассказали, на чем нужно заострить внимание при выборе грузовика с пробегом.
Рациональный подход к выбору и высокий уровень компетенций всех игроков рынка – не единственная особенность сделок купли-продажи грузовиков с пробегом. Свои особенности имеют и сами транспортные средства, выставленные на продажу, и критерии их выбора. Идеальным вариантом для покупателя остается покупка грузовой техники «из первых рук», когда первый владелец, например, транспортная компания, выставляет машину на продажу, потому что вышел срок гарантийного обслуживания у дилера или по причине обновления автопарка. Как правило, такие транспортные средства выставляют на продажу крупные грузоперевозчики, а значит есть гарантия, что грузовик проходил ТО, на нем стоят качественные комплектующие.
Не все критерии одинаково важны: что учесть в первую очередь?
Наименьшее значение при выборе грузовика с пробегом имеют его возраст и пробег. Ими можно пренебречь в большинстве случаев, а переплачивать только ради небольшого пробега не имеет смысла. Грузовики изначально имеют больший ресурс узлов по сравнению с легковыми автомобилями, где пробег, подчас, имеет определяющее значение.
Гораздо важнее моточасы, которые могут больше сказать о состоянии двигателя, чем цифра пробега. Моточас – это единица измерения ресурса и резерва двигателя с учетом разных эксплуатационных факторов, в том числе – нестабильных. Грузовик никогда не эксплуатируются в идеальных условиях. На нем сказываются дорожные условия, качество покрытия дорог, частота остановок в пути, интенсивность движения, качество топлива и т.д. Эти нестабильные условия работы могут стать причиной преждевременного износа узлов, повышенного расхода топлива, снижения ресурса В среднем этот показатель соответствует 96 000 оборотам коленвала и к пробегу и времени работы техники он не привязывается. Фактически, моточасы показывают нагрузку грузовика.
Второй фактор, который необходимо учитывать при выборе – эксплуатационные расходы. Например, сложности с обслуживанием могут возникнуть при покупке редких на отечественном рынке транспортных средств. Кроме того, в разных регионах доступность ремонта, обслуживания и запчастей для одной и той же марки грузовика иногда сильно отличается. Самой целесообразной будет покупка грузовика той марки, у которой есть развитая сеть сервисных центров в том регионе, где его планируется эксплуатировать.
Экологический класс – еще один фактор выбора. С 2016 года в Российской Федерации действует стандарт Евро-5. Если грузовик не соответствует по выхлопам этому стандарту, его нельзя эксплуатировать в городе. Однако, в 2022 году в были введены послабления.
Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2022 года No855 и мминимальные требования к токсичности выхлопа были снижены с Евро-5 до Евро-0. Для некоторых грузовиков – Евро-1. Новые правила действительны до 1 февраля 2023 года.
Однако, это послабление не означает, что экологический класс можно игнорировать. Лучше ориентироваться на особенности эксплуатации грузовика. Например, для перевозок только по России экологический класс сейчас не имеет такого серьезного значения. В то же время, для международных перевозок он по-прежнему остается важным параметром, так как машину, не соответствующую экологическим нормам, просто не пропустят в страну назначения.
«Пробить по базам»: зачем нужна проверка истории транспортного средства перед покупкой
Каким бы привлекательным ни выглядело предложение продавца, пренебрегать проверкой истории машины не стоит. Грузовик – это техника, которую покупают не для поездок на дачу, а с коммерческими целями. Он должен приносить прибыль, а не постоянные расходы на бесконечные ремонты.
Поэтому так важно перед покупкой проверить историю машины. Сделать это можно самостоятельно по открытым базам. В базе ГИБДД можно посмотреть историю регистрации, участие в ДТП, наличие диагностической карты техосмотра, ограничения на регистрационные действия, не находится ли ТС в розыске. Чтобы узнать, не находится ли автомобиль в залоге, проверяем его по базе ФНП. Дополнительно можно проверить продавца по базе ФССП. Здесь можно узнать, не открыто ли против продавца исполнительное производство, которое может стать препятствием для регистрации грузовика после покупки. В сервисе РСА представлены данные о страховании ОСАГО.
Посмотреть полную информацию об истории грузового автомобиля с пробегом можно через Автотеку: в базе сервиса агрегируется информация из разных источников – от государственных учреждений, дилеров, производителей, СТО, БКИ, нотариусов, страховщиков, банков. Сейчас в базе уже есть большое количество грузовиков с информацией по их VIN-номеру. Готовый сформированный отчет, включающий в себя данные из этих источников, можно получить буквально за несколько минут. В редких случаях формирование отчета занимает немного больше времени.
В отчете собрана вся история ТС с его первой регистрации. Поводом задуматься может послужить информация о количестве владельцев. Если грузовик был участником ДТП, о их серьезности можно судить по страховым выплатам и расчетам ремонта. Например, если в расчете ремонта указано, что требуется замена узлов, скорее всего, машина сильно пострадала в аварии, и это повод насторожиться.
Также обращаем внимание и на изменения пробега. Сама по себе цифра пробега для грузовой техники не имеет критического значения. Однако, если график пробега резко пошел вверх, скорее всего продавец интенсивно эксплуатировал грузовик перед продажей и «выжал» из него все, что мог. Анализ подобной информации поможет понять, что пытается скрыть продавец. И уже на основе этой информации сделать вывод не принесет ли покупка этой машины проблем.
Кроме того, сервис проверяет и юридическую чистоту. Если грузовик находится в розыске, залоге или наложены ограничения на регистрацию, эти данные будут указаны в отчете.
На что обращать внимание при личном осмотре грузовика с пробегом
Перед осмотром обязательно проверяем документы на транспортное средство и сверить его VIN-номер. Если документы в порядке, номера рамы и кузова совпадают, договариваемся об осмотре. В идеале, осматривать машину должен диагност, способный оценить износ агрегатов. В качестве альтернативы можно загнать грузовик на СТО на диагностику.
Если такой возможности нет, осматриваем самостоятельно. В первую очередь смотрим раму, у иностранных LCV – лонжероны и силовой каркас. На них не должно быть дефектов, вмятин, коррозии, следов сварки.
После этого переходим к осмотру кабины. Свежая краска в местах сварки, сплошной сварочный шов – это свидетельства недавнего ремонта. Вероятно, продавец пытается скрыть участие машины в ДТП.
Масляные потеки на двигателе, турбине, патрубках, интеркулерах – опасный звонок. Масло течет по разным причинам, но почти всегда это свидетельствует об износе узлов и агрегатов. Дополнительно оцениваем компрессию в двигателе и топливную систему. На этом этапе стоит также осмотреть колеса. Если с ними возникнут проблемы, замена 6-9 дисков и колес потребует немалых дополнительных вложений.
После осмотра узлов, переходим к оценке работы двигателя. При заведенном двигателе не должно быть троения, вибрации, дыма. Машина должна уверенно набирать обороты. Дополнительно смотрим на работу силового агрегата при открытой маслозаливной горловине. Он не должен сапунить. Конечно, сапунить может и исправный мотор, но большое количество картерных газов говорят о том, что в силовом агрегате избыточное давление.
Обращаем внимание и на то, как работает бортовая электроника. Панель управления и бортовой компьютер должны быстро запускаться при включенном зажигании, адекватно реагировать на команды.
Для того чтобы оценить исправность и остаточный ресурс диска сцепления, необходимо проверить, где оно схватывается. При полный оборотах выжимаем сцепление и плавно его отпускаем. Если сцепление схватывается высоко, вероятно, диск сильно изношен.
Также стоит оценить работу КПП. Передачи должны включаться без усилий. Если для переключения передач требуется прикладывать усилие, это может свидетельствовать неисправности шлица первичного вала.
Сохранять бдительность нужно не только на этапе выбора грузовика. Важно правильно оформить сделку. Все денежные расчеты с продавцом должны быть только на основании заключенного ДКП. Переводить предоплату или аванс недопустимо.
Источник: tavto.ru